Исследование ФКИ и Института национальных проектов о перспективах развития креативной экономики России представили в Москве

22 декабря 2023 г.

Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов при участии экспертов Экономического факультета МГУ подвели итоги исследования о перспективных направлениях развития отрасли в среднесрочном периоде. 

Коллектив авторов, среди которых декан ЭФ МГУ, д.э.н., профессор Александр Аузан, сформулировал ключевые тренды и определил вызовы для сектора.

22 декабря в пресс-центре ТАСС в ходе пресс-конференции были обнародованы результаты исследования «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде» Федерации креативных индустрий и Института национальных проектов. В ходе исследования были выделены основные тенденции в мировой и российской креативной экономике, рассмотрены актуальные проблемы креативных индустрий и сформулированы приоритетные задачи для управленцев в сфере культуры.

Анализ креативной экономики России за 2020-2023 гг. показал, что экспорт креативных услуг из страны за первое полугодие 2023 г. упал на 53% по сравнению с тем же периодом 2022 г., при этом неоспоримое первенство в экспортном объёме с 2018 года принадлежит компьютерным и информационным услугам – сфере, которая наиболее ощутимо пострадала от структурных шоков последних лет.

Среди зарождающихся трендов российской креативной экономики – усиление интереса к национальным и локальным продуктам, рост популярности нецифровых креативных продуктов при росте цифровизации экономики в целом и симбиоз малого бизнеса и цифровых платформ.

Главным вызовом для отрасли, развивающейся отличным от мирового путём, является нехватка кадров, а для устойчивого развития креативных индустрий важно учитывать типологию креативных индустрий.

Отдельный блок материалов посвящён проблеме искусственного интеллекта, который, по мнению авторов, является скорее возможностью, чем угрозой. По мнению экспертов в области интеллектуальной собственности, искусственный интеллект в ближайшие 5-10 лет не заменит творческие профессии, но сможет повысить эффективность решения технических задач сферы.

Чтобы достичь цели исследования, авторы воспользовались методами институционального анализа, глубинных интервью (в проекте участвовали специалисты в области науки и образования, представители институтов развития, отдельных креативных индустрий) и количественного опроса на выборке из 176 экспертов и представителей всех видов креативных индустрий из 10 регионов России.

В команду аналитиков, сформированную Федерацией креативных индустрий и Институтом национальных проектов, вошли сотрудники коллектива экономического факультета МГУ и приглашённые исследователи – Александр Аузан, Асия Бахтигараева, Виктор Брызгалин, Антон Золотов, Наталия Король, Елизавета Лихачёва, Елена Никишина, Александра Ставинская, Сергей Трухачёв, Софья Фельбуш, Игорь М. Намаконов.

Александр Аузан, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета МГУ: «Креативные индустрии, объединенные с цифровыми платформами – то, над чем сегодня нужно думать, потому что цифровые платформы – это экономичный способ масштабировать наши нестандартные результаты и поставлять их на мировой рынок».

Игорь М. Намаконов, генеральный директор Федерации креативных индустрий: «Креативные индустрии глокальны. И сегодня это особенно важно для России. Чем больше мы понимаем свои локальные особенности (от маленькой деревни до целой республики) и умеем их упаковать в креативные продукты, тем интереснее мы для внутреннего и, тем более, для зарубежного потребителя».

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев отметил растущую роль российского креативного сообщества в мире: «В креативной индустрии нематериальные активы – это почти квантовая механика. Они могут проявиться в любой стране и двигаться, развиваться любым принятым в этой стране способом. Я думаю, что сегодня российское креативное сообщество смогло адаптироваться и активно присутствует во всем мире».

Генеральным партнером исследования выступило Байкальское агентство креативных индустрий регионов (БАКИР), которое объединяет два региона – Иркутскую область и Республику Бурятия.

Эльвира Доржиева, директор Байкальского агентства креативных индустрий регионов: «В Иркутской области мы наблюдаем активный рост предпринимателей, которые занимаются нецифровыми креативными продуктами. Пример: камнерезные центры, ювелирные мастерские, гастротуризм, природная косметика. Но им необходима доработка в области дизайна и маркетинга. Мы понимаем, что без этого сформировать интерес к локальному продукту не получится. Закрыть эту потребность в регионе – одна из ключевых задач БАКИР».

Узнать об исследовании, а также запросить полный комплект материалов можно на странице проекта: https://www.creative-russia.ru/trends

(закрыть)
Сообщение
Отправляя форму, Вы соглашаетесь с правилами политики конфеденциальности
Спасибо!
Oops! Something went wrong while submitting the form.